Типичная внутренняя стратегия ревнивца -- "вижу-чувствую". Когда человек ревнует, этот процесс начинается с конструирования зрительных образов: человек выдумывает и рассматривает картинки о том, что его сексуальный партнер находится в объятиях другого (другой). Далее, ревнующий позволяет этой сцене логически развиваться, создавая целый фильм по своему сценарию, и когда приходит черед самой неприкрытой порнографии, он испытывает чувство неудовлетворенности по этому поводу, называемое "ревностью". При встрече с сексуальным партнером в реальной жизни ревнующий относится к партнеру так, будто все содержание его "внутреннего фильма" происходило на самом деле -- и меняет свое реальное отношение к партнеру (это закономерно -- внутренний опыт часто не делает различий между выдуманными и реальными событиями, для него все события реальны). Если вы пользуетесь этой типичной стратегией, то я вам предлагаю запомнить некоторую последовательность действий и пройти через эту последовательность. Вы начинаете процесс ревности как обычно -- создаете картину "Партнер в объятиях другого". (Обратите внимание на то, что вы всегда были только зрителем своих внутренних фильмов, а не действующим лицом). Когда картинка стала фильмом и вы подошли к самому интересному -- уберите из кадра "соперника" и поставьте на его место себя! Делайте так каждый раз, когда вам захочется почувствовать ревность. Такой подход более конструктивен, вы можете не менять своих чувств и своего отношения к реальному партнеру; кроме того, вы можете при встрече с партнером повторить в реальной жизни то, что вам дала ваша фантазия.
Вопрос: Что делать, если у меня не получается "подмена соперника собой"?
С. Горин: То, что ты "видишь" -- твоя собственная картинка. Ты можешь делать с ней, что угодно -- в том числе, можешь не смотреть ее с самого начала, не включая всю последовательность. Мозг очень послушен, он всегда будет работать над той задачей, которую ты ему предложишь. Но надо учесть, что мозг, по словам Р.Бэндлера -- это машина без кнопки выключения. Если ты один раз попросишь свой мозг дать тебе пострадать от чувства ревности, он будет это делать, пока ты не додумаешься попросить о чем-то другом. В той последовательности, которую я вам дал, вам даже не нужно прилагать какие-то усилия для того, чтобы оставить свои чувства к партнеру прежними -- это происходит само собой. Вы продолжаете смотреть свой внутренний фильм, но в решающий момент -- бац! -- и вместо "соперника" в кадре оказываетесь вы, а это приятно!
Вопрос: А если ревнует как раз партнерша?
С. Горин: Предложи ей пройти через эту последовательность.
Реплика: Она посмотрит такой фильм и больше не захочет со мной общаться.
С. Горин: Так она и ревновать перестанет, значит, цель достигнута! (смех в зале).
Вопрос: А если там и вправду что-нибудь было?..
С. Горин: А если там и вправду что-то было, то какая разница? Я все время говорю о вашем самочувствии по поводу событий, а не о самих событиях... Как по-вашему, что самое главное в любом конфликте, при любом несовпадении интересов?
Ответ: Доказать свою правоту.
С. Горин: Ничего подобного -- обеспечить свою безопасность. Перед любым живым существом стоят всего лишь две глобальные задачи. Задача No 2: как бы не помереть? Задача No 1: как бы не помереть нам всем вместе? (Это -- мое вольное переложение понятий инстинкта самосохранения и инстинкта сохранения вида). Что толку с доказательств вашей правоты, если после конфликта вас уносят на носилках? И если мы вплотную займемся некоторыми биологическими основами существования, то обнаружим, что ревность -- не биологически обусловленное чувство (проще говоря, в животном мире ревности нет). Чувство ревности -- сугубо человеческое свойство, но даже у человека оно было не всегда и не везде, у ревности есть и своя история, и своя география. Ревность, как проблема, появляется в человеческом обществе только на этапе появления частной собственности на средства производства. Эти явления хорошо исследованы Энгельсом. В работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" он описал множество возможных заменителей брака в эпоху до частной собственности, и основой продолжения рода, как правило, был в той или иной степени групповой брак. Моногамный брак (один мужчина -- одна женщина) в то время воспринимался бы совершенно дико, поскольку ставил в тех условиях под угрозу существование вида. Но, согласно тому же Энгельсу, "политика-служанка экономики": при частной собственности на средства производства мужчина должен быть уверен, что все свое имущество оставляет своему ребенку в своей семье. Тогда-то и появляется интерес к девственности невест вместе с чувством ревности. Только с учетом новых для тех времен экономических отношений можно понять такой обычай, как "право первой ночи", когда счастливая невеста доставалась по очереди всем гостям на свадьбе. Этот обычай -- искупление перед представителями рода ("моногамный брак -- это, конечно, дикость, но больше вы эту женщину не получите из соображений экономики, а право на это мы у вас сейчас выкупаем"). Итак, мораль для брачных отношений может быть очень жесткой, но биологического основания у нее нет. Чувство ревности -- это атавизм... Мы его испытываем по инерции, особенно мужчины с ослабленной потенцией -- внутренние картинки возбуждают их не хуже порнографических открыток. Вновь сошлюсь на свой опыт работы с алкоголиками -- у них часто половой акт становится возможным только после хорошего скандала на почве ревности, иначе возбуждение не наступает. Все вышесказанное, впрочем, не значит, что я выступаю против супружеской верности -- в современном мире есть масса оснований для ее соблюдения."